В ГОДЫ ВОЙНЫ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЯ ЭКОНОМИКА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО БЫЛА ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНА НА ВОЕННЫЙ ЛАД. В ГОРОД БЫЛИ ЭВАКУИРОВАНЫ НЕСКОЛЬКО ЗАВОДОВ ИЗ ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЫ. СИНАРСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД ВЫПУСКАЛ НЕОБХОДИМУЮ ФРОНТУ ПРОДУКЦИЮ: СТАЛЬНЫЕ ТРУБЫ, ХОЛОДНОКАТАНУЮ ЛЕНТУ, СНАРЯДНЫЕ ГИЛЬЗЫ, ПРУЖИНЫ ДЛЯ АВТОМАТОВ И КРОВАТИ ДЛЯ ГОСПИТАЛЕЙ. УАЗ ОКАЗАЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ В СТРАНЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ГДЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ АЛЮМИНИЙ И СИЛУМИН, - ПРОТИВ БОЛЕЕ ДВУХ ДЕСЯТКОВ ТАКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ. САМОЛЕТЫ, МОТОРЫ ДЛЯ ТАНКОВ, НАЧИНКУ ДЛЯ ВЗРЫВЧАТОК И ДАЖЕ СОЛДАТСКИЕ КОТЕЛКИ ДЕЛАЛИ ИЗ УРАЛЬСКОГО АЛЮМИНИЯ. В ГОДЫ ВОЙНЫ ЭТОТ ЗАВОД СТАЛ СЕРДЦЕМ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Уже к концу 1941 года УАЗ перекрыл довоенный выпуск металла всех вместе взятых алюминиевых заводов страны. За годы войны на УАЗе выпустили 300 тысяч тонн алюминия.
В 1942 году дал первую продукцию Каменск-Уральский литейный завод, возведенный в рекордно короткие сроки, на основе эвакуированного на Урал Балашихинского литейно-механического завода. Завод № 268, эвакуированный из Ступино, дал жизнь Каменск-Уральскому металлургическому заводу. Уже 14 февраля 1942 года первая печь КУМЗа выдала первую плавку металла. 12 марта 1942 г. Каменск-Уральский литейный завод выдал свою первую продукцию – корпус и реборду для колес самолета «Дуглас». Всю войну предприятие оставалось единственным поставщиком тормозных и нетормозных колес самолетов. Предприятие производило колеса для самолетов Ту-2, Ил-4, Ил6, Пе-2, По-2, Ли-2. Помимо действующей фронтовой авиации завод обеспечивал своей продукцией значительную часть сборочных самолетостроительных предприятий, освоив отливку изделий из собственного магниевого сплава и по существу став первым предприятием на Урале, наладившим производство магниевого фасонного литья.
Созданный на базе Кольчугинского калиево-магниевого завода, а также Московского и Ростовского прокатных заводов, Каменск-Уральского завод по обработке цветных металлов уже 15 февраля 1942 г. выпустил первую продукцию цветного проката для нужд обороны – тончайшую алюминиевую фольгу для конденсаторов. Предприятие с полным технологическим циклом и необходимыми энергетическими мощностями было построено в течение четырех месяцев и в рекордно короткие сроки освоило производство специальных видов боеприпасов, металлических горючих материалов для взрывчатых и пиротехнических средств, порошков и пудр из алюминиевых сплавов и бронз, которые до войны в СССР не изготовлялись.
Война ускорила запланированное еще в 1939 г. создание в Каменске-Уральском металлургического завода для обеспечения самолетостроителей полуфабрикатами из алюминиевых и магниевых сплавов. Он был сооружен на базе эвакуированного на Урал одного из первенцев авиационной промышленности СССР Ступинского металлургического комбината. Уже 14 февраля 1942 г. первая печь литейного цеха КУМЗа выдала первую плавку металла. В годы войны основной продукцией завода были слитки из алюминиевых сплавов и алюминия, а также штамповки самолетных лопастей.
За успешное выполнение задания УАЗ и коллектив Красногорской ТЭЦ (обеспечивала УАЗ паром, тепловой и электрической энергией) были удостоены высшей правительственной награды – орденом Ленина
За самоотверженный труд по оказанию помощи фронту тысячи горожан были награждены орденами и медалями. Среди них 8500 работников Уральского алюминиевого завода, 5000 трудящихся Синарского трубного завода, многие строители, энергетики и др.